?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Слияние двух лун

Ту неделю у нас кошеварил Иваныч…Мы решили по очереди... а из него повар – как из меня балерина Волочкова! И продуктов на борту практически нет, надо бы подняться до посёлка, отоварить талоны… рожков всяких подкупить, круп и консервов «Перец фаршированный, состав неизвестен»… Те, вроде, ещё не по талонам!

Повар он неважный, а рыбак неплохой. Поэтому всю неделю питаемся рыбой. На завтрак жареная ряпушка, на обед уха из нельмы с налимьей печёнкой-максой (чтоб менее жирная уха была, туда и муксуна можно кусками); вечером котлеты… Рецепт простой: оставшийся налим, чёрствый хлеб, сочащийся и расползающийся жиром проходной сиг, икру чировую втираешь, сухой лук, всё это мешаешь, соль и перец по вкусу  - и энжой, дорогие товарищи! Очуметь, как вкусно...

Вкусно, конечно! Но нельзя прекрасным постоянно наслаждаться. Надоедает, знаете ли…

И что-то нам за неделю эти «рыбные дни» совсем малость уже поднадоели, взмолились мы:

– Иваныч! Ну невозможно уже! Как твоё дежурство – одна рыба! Ты бы хоть макароны какие сварил… ну, или за утками сплавал бы! Ну светимся мы все уже от этой рыбы!

– Ща! Размечтались! Сами макароны варите: я их варить не умею! И не охотник я – я рыбак! Сплавали бы вы за утками, настреляли бы, ощипали бы, приготовили бы… Или оленя какого завалите! Вон, карабин без дела ржавеет!

– Так мы работаем! Нам некогда! И олени ушли, за ними хрен знает куда плыть надо… Ты эту неделю за повара!

Возвращаемся поздно с работы, жуть как усталые, жуть как голодные. Смотрим: рядом путейский пароходик принайтован. Классно! Значит, сегодня хлеб у нас будет – мы три мешка им заказали из посёлка. И Иваныч такой довольный ходит, морда красная! Видать, не только хлеб друзья-путейцы с собой привезли!

Иваныч нам:

– Ну, пионеры, все на ужин!

– Небось опять рыба, Иваныч?

– Не рыба!

– А что тогда?

– Вы в кубрик спускайтесь… увидите!

Спускаемся. Посередине – огромными ломтями нарезан хлеб. Уже круто! Мы ж уже неделю на сухарях… пара бутылок спирта… совсем хорошо!... и две кастрюли здоровенные, крышками накрытые, стоят!

Иваныч, довольный такой, гордящийся своим поварским искусством:

– Сегодня у нас на ужин не рыба! Сегодня у нас на ужин – хлеб! Сегодня у нас на ужин – спирт!

– А в кастрюлях-то что?

И тут этот персонаж из фильма «Иван Васильевич…» делает так:

- Ап! Икра чёрная! Малосольная! Ап! Икра красная! Малосольная!

Мы как набросимся!  Если с хлебом… ну вкусно! А уж с рюмочкой сопутствующей... Хоть и практически рыба…

– Иваныч! Откуда?

– Да вот снял я утром сетку… вот же место я вчера нашёл! А там – два осетра (редкая здесь рыба) и три горбуши (совсем редкая для этих мест рыба), это не считая муксуна и катанки. И все икряные!

Выпили за удачу. Насытились. И вдруг кто-то робко:

– Слушай, Иваныч! Раз твоё дежурство на камбузе так удачно закончилось… может, ты ещё недельку покошеваришь?

Давно мы такого мата не слышали….

Да, забыл сказать: Индигирка – чуть ли не единственная река в мире, где сходятся на нерест лососёвые с осетровыми, чтобы дружно устроить нам такой на всю жизнь запоминающийся вечер. Пусть ихтиологи меня поправят!

Recent Posts from This Journal

  • Путешественнику на заметку

    Сейчас период отпусков, и многие посещают всякие зарубежные страны, а потом делятся с нами удивительными про них сведениями. Так вот: если кто,…

  • Тёзки и запоминающиеся имена

    Сейчас задумался: у меня в тёзках ходят Медведев, Киселёв и Рогозин. А ведущий Первого Канала Дмитрий Борисов так вообще моё отчество себе в…

  • Аки птицы-чайки

    Когда мы первый раз приплыли в Певек с Индигирки на каком-то мелком, тысяч на пять тонн, моряке, то нас пришвартовали рядом с сорокатысячной…

Comments

( 45 comments — Leave a comment )
maxnicol
Sep. 9th, 2015 07:10 pm (UTC)
(озабоченно и озадаченно) а осетров-то он куда приспособил? )
hydrok
Sep. 9th, 2015 07:14 pm (UTC)
Ну так... это отдельно! Засолил... холодным копчением мы в тот год увлеклись, даже двухметровый туннель в мерзлоте прокопали...
maxnicol
Sep. 9th, 2015 07:17 pm (UTC)
разумно )
Но я бы бошку и хвост в рыбный супчик к сигам сунул.
hydrok
Sep. 9th, 2015 07:21 pm (UTC)
Так не могли мы это больше в себя совать! Нам бы хоть перловки какой! Ну не лезет уже!
Хотя - северные рыбы не противны человеческому организму. Вот работал я на Волге, Тереке, Сулаке... вот осетрина - раз нажрался от пуза, месяц потом не полезет!
maxnicol
Sep. 9th, 2015 07:25 pm (UTC)
так не надо от пуза!
100 г с утреца + 200 г вечером - так можно долго протянуть.
А провесная так и вообще не надоедает.
bambr1
Sep. 9th, 2015 07:52 pm (UTC)
что есть "провесная"? вяленая?
maxnicol
Sep. 9th, 2015 07:59 pm (UTC)
Нет, вяленая - это сухая.
А провесная - промежуточная стадия: лишний жир и влага из рыбы стекают, она подсушивается, но еще хорошо режется ножом и даже слегка проминается при нажатии пальцем.
Конкретно осетрину делают на коже: прорезают пласт свежей рыбы примерно 30 х 40 см до кожи прямоугольниками размером со спичечную коробку, втирают соль в эти прорези, солят 2 (а порой и трое - если была крупная) суток, а потом вешают, проткнув кожу, на крюк на веревку на 7-10 дней.
bambr1
Sep. 9th, 2015 08:00 pm (UTC)
ага... я правильно понимаю, что для этого рыба должна быть жирной?)
hydrok
Sep. 9th, 2015 08:06 pm (UTC)
Попробую я ответить... у вас тут дискуссия про икру или про рыбу? Про икру: "провесная икра" - это когда её много, ты её вешаешь в марлевом мешочке, но не на солнце, а на ветре - всё стекает...она не вялится, мешочек провисает... вкусно! У нас это так называлось, в гост-ах может быть иначе...
А ястычной, похоже, вообще осетровой икры теперь и не делают?
bambr1
Sep. 9th, 2015 08:07 pm (UTC)
гм, я так понял что именно рыба...
hydrok
Sep. 9th, 2015 08:11 pm (UTC)
Да! Мало кто что знает сейчас про икру! Да и вообще, больше ста грамм, мало кто её видел...
Разве что члены Единой России с Рублёвки... но те рецепта не знают и посторонним не дадут!
bambr1
Sep. 9th, 2015 08:18 pm (UTC)
пробовал по весне окунёвую - не, не то)))
maxnicol
Sep. 9th, 2015 08:40 pm (UTC)
они её из банок едят - а это всё профанация
hydrok
Sep. 9th, 2015 08:08 pm (UTC)
Сложный вопрос. Вот, юколу делают из лососёвых местные народности - так она не жирная! А вот из чира или муксуна - так это ж другая юкола! Но принцип один... :)
maxnicol
Sep. 9th, 2015 08:09 pm (UTC)
Предпочтительно, но не обязательно. Это просто разные направления и ощущения.
Прекрасны провесная осетрина, мойва, лещ, чехонь - да и вобла.
В то же время, на мой вкус очень хороши и нежирный судак, морской окунь (красные Sebastes и Sebastodes), а также Beryx, а еще меч и марлин.
Наконец, есть виды, которые и вовсе не провешиваются и не вялятся - например, скумбрия.
hydrok
Sep. 9th, 2015 08:13 pm (UTC)
Ряпушка сибирская круная (янское стадо), осенняя, икряная.... Это что-то!
Это мало кто пробовал - корюшка дальневосточная как аналог? Это продаётся... но дорого стоит... :)
maxnicol
Sep. 9th, 2015 08:15 pm (UTC)
или ловится на месте - только ведь хрен доедешь...
hydrok
Sep. 9th, 2015 08:18 pm (UTC)
Так в том и проблема! Провесная рыба - самая вкусная! Но при перевозке и смене температур - не то! Я неправ? Начинает жиром затекать, вкус уже не тот...
maxnicol
Sep. 9th, 2015 08:21 pm (UTC)
Конечно прав!
Не надо её возить: нужно рядом сидеть и ждать, когда созреет.
А чтобы ожидание не было мучительным, нужно постоянно подлавливать, подсаливать и вывешивать - и тогда процесс станет непрерывным.
hydrok
Sep. 9th, 2015 08:34 pm (UTC)
Так! "План Путина" теперь нам ясен... готовимся... Вот так по этому Вашему прекрасному плану я готов жить! Вот, перефразируя поэта, если бы жители гор и долин нам бы с Вами ещё периодически доставляли бы вино, лепёшки и красивых женщин... а мы бы занимались только рыбой... Парадиз!
maxnicol
Sep. 9th, 2015 08:39 pm (UTC)
да, нужно нам жить на вершине,
готовить оленьи котлеты -
и девушки чтоб из долины
шли в гости: нам делать минеты
hydrok
Sep. 9th, 2015 08:48 pm (UTC)
Это, мне кажется, совсем несбыточные мечты! Будем реалистами, вернёмся к моему варианту...
(Deleted comment)
maxnicol
Sep. 13th, 2015 12:15 pm (UTC)
ну, это всего лишь перефразированный Саша Черный
p_syutkin
Sep. 10th, 2015 09:32 am (UTC)
Историк Костомаров пишет, что раньше (в XVI-XVII вв) домовитые хозяева закупали большой запас рыбы и складывали его впрок в погреб. А летом, чтобы она не портилась, вывешивали во дворе на воздухе. Такая рыба называлась "провесной", а если хорошо проветрилась, то "ветряной".

Хотя возможно за прошедшие столетия содержание этих терминов несколько изменилось.
maxnicol
Sep. 10th, 2015 09:35 am (UTC)
Сейчас вяленая и провесная - устоявшиеся технологические термины.
hydrok
Sep. 10th, 2015 10:23 am (UTC)
Интересно, а вот при отсутствии или дороговизне соли "квашеную" рыбу на Руси не делали? Её и сейчас очень любят некоторые северные народности. Пару раз приходилось и мне пробовать. Вкус и запах....ммм... специфические!
p_syutkin
Sep. 10th, 2015 10:29 am (UTC)
Ну, собственно, и сегодня сюрстремминг - весьма популярное блюдо в Швеции и Скандинавии (хотя и очень на любителя). Трудно предположить, что при теснейших контактах скандинавов с северными областями Руси в средневековье этот продукт так или иначе не перенимался у нас.
hydrok
Sep. 10th, 2015 10:38 am (UTC)
Шведская - все-таки с солью! А вот квашение в земле вообще без соли?
Тем более, что какие-нибудь эвены уж никак со скандинавами не могли контактировать, сами такой способ изобрели :)
p_syutkin
Sep. 10th, 2015 10:55 am (UTC)
Мне кажется, что у всех северных народов ввиду дефицита или отсутствия многих обычных ингредиентов и продуктов вырабатываются близкие кулинарные решения.При этом нужно понимать, что соление (квашение) рыбы - это больше способ ее сохранения, а не придания нового вкуса. А у эвенков, скажем, при вечной мерзлоте с сохранностью рыбы и без этого все в порядке должно быть.
hydrok
Sep. 10th, 2015 10:59 am (UTC)
Нет-нет! Это именно отдельное блюдо! Не для сохранности!
Кстати: эвенки и эвены - разные народы! Особенно по образу жизни. Но большинство их путает))))
p_syutkin
Sep. 10th, 2015 11:10 am (UTC)
Увы, и я оказался в их числе :))
hydrok
Sep. 10th, 2015 11:20 am (UTC)
Чтоб не гуглить:
По моему прниманию вопроса - эвенки лучшие оленеводы среди всех, эвены - шикарные рыбаки и охотники )
iheffel
Sep. 9th, 2015 08:18 pm (UTC)
какие вы нежные... мы на Волге и месяц рыбой питались и ничего, вроде не надоедала... а может я уже не помню... только сейчас я бы с удовольствием.. не отказалась бы и месяц покушать волжской рыбки..:)
hydrok
Sep. 9th, 2015 08:22 pm (UTC)
Попробуй, Ириш! Только когда ТОЛЬКО рыба, пусть даже наивкуснейшая, даже хлеба нет... А я так жил... Не советую! )
iheffel
Sep. 9th, 2015 08:25 pm (UTC)
да, без хлеба конечно не то... мы иногда блинчиками чередовали свою рыбную диету, ну и хлеб конечно был..:)
hydrok
Sep. 9th, 2015 08:28 pm (UTC)
Кстати - я известный специалист по Волге, даже несколько монографий с моим участием, причём некоторые на твоём native :) Много там пришлось... но вот хлеб, овощи и много-много спиртного у нас при рыбе всегда были... а если без этого гарнира, как тогда у нас на северах? Невозможно!
Индигирка - не Волга! На Волге вышел на берег, купил или украл всяких других даров природы... а здесь куда? )))
iheffel
Sep. 9th, 2015 08:40 pm (UTC)
:) на Волге я первый раз попробовала балык из осетрины, нас угостил сам рыбинспектор... просто привез на катере к нашему кораблю, спасибо ему... мы все вдоволь напробовались..:))
hydrok
Sep. 9th, 2015 08:51 pm (UTC)
Я на Тереке (ЧЕЧНЯ!) работал, молодой дурак, помощником рыбинспектора. Почему меня тогда не убили, одному Аллаху известно!
iheffel
Sep. 9th, 2015 08:57 pm (UTC)
ой, господи... где только ты не работал! :))... рисковый ты мужик однако..;)
hydrok
Sep. 9th, 2015 09:03 pm (UTC)
Почему рисковый? Нежный, трепетный... ищущий!)))
iheffel
Sep. 9th, 2015 09:10 pm (UTC)
:))))
ок, Дима... пока/ до свидания... я пошла собирать чемодан, улетаю на Гаваий..:)
hydrok
Sep. 9th, 2015 09:14 pm (UTC)
Счастливого пути!
На далекой Амазонке
Не бывал я никогда
Никогда туда не ходят
Иностранные суда

Только Дон и Магдалина
Быстроходные суда
Только Дон и Магдалина
Ходят по морю туда

Из Ливерпульской гавани
Всегда по четвергам
Суда уходят в плаванье
К далеким берегам

Плывут они в Бразилию
Бразилию Бразилию
И я хочу в Бразилию
К далеким берегам
goblinid
Sep. 10th, 2015 01:08 am (UTC)
На Колыме тоже сходятся! осетровые с лососевыми. Только редко! :)
hydrok
Sep. 10th, 2015 06:54 am (UTC)
Не уверен. Настоящий сибирский осётр? Не стерлядка? Много времени в Черском провёл - ни разу о таком не слышал! Он и на Индигирке-то крайне редок...

Edited at 2015-09-10 07:01 am (UTC)
( 45 comments — Leave a comment )

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Keri Maijala