?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Шиномонтаж

Недели две мы тогда в Чокурдахе вездехода ждали. Нам и проехать-то всего сотни две вёрст до полярки надо; ну и там тридцать до моря, а дальше с работой по льду пешком ещё тридцать. Но нет вездеходов! Сломанные они все. Очумели уже: все четыре поселковые улицы истоптаны, в карты играть надоело, спиртное не продают. Скучно!

И вот, наконец, рёв перед гостиницей: карета подана. И не какой-нибудь мелкий вездеходик, а целый ГТТ. Жуткая штука! Почитай, танк Т-34, только без пушки. И летает нехило.

Разместились впятером в кабине, покидали рюкзаки, спальники и приборы в кузов, укрыли и обвязали брезентом. Только мало места в кузове: всё брёвнами завалено. С лесоповала, видать, нам вездеход дали, а разгрузить не успели. С водилой познакомились: приятный мужик Петрович с виду, молчаливый такой. Зубы все железные - опытный, значит, кадр нам попался! И точно – бывший танкист у нас Петрович оказался! Целый старший прапорщик!

Первую сотню вёрст пулей преодолели по речному льду, как сумасшедший Петрович гонит: только снег из-под гусениц столбом да испуганная куропатка из снега иногда вдруг вылетит.

Мы ему:

- Ну ты, Петрович, и Шумахер! Это сколько ж мы в час делаем?

- Под полста идём. Но я тут одно место знаю - излучину можно срезать километров на десять! А там, считай - почти по прямой! Через пару часов, прикидываю, и на станции будем! Отметим это дело! Спирт-то, поди, у вас есть?

- Может, Петрович, не надо срезывать? Ну, выиграем двадцать минут? Нехорошая она, эта излучина! Есть там одна старица…

- Да бросьте! Этот путь только я знаю! Нормально там всё!

- Ну, тебе видней! Ты за рычагами!



Летим. Вдруг: фигак! Совсем куда-то летим, только всеми десятью тоннами и резко вниз. Долетели до чего-то жёсткой посадкой. Кто шишку щупает, кто кровь из разбитой губы сплёвывает, кто сколотый зуб языком пробует. И, главное, не видно ничего в окошки!

Петрович нам:

- Похоже, приплыли! Вот я тоже не хотел срезать, что ж вы меня не предупредили, геодезисты хреновы?

- Так мы, вроде, предупредили тебя, урода… а что это, Петрович, было? Мы вообще где?

- А я откуда знаю? В снег мы провалились. И глубоко. Сейчас, верхний лючок открою – расскажу! Главное – шноркель почистить, а то заглохнет движок – что делать тогда?

Открыл, кряхтя, Петрович люк над собой, куда-то полез. Посветлей в кабине стало! Он сверху:

- Да нормалёк всё! Провалились-то всего метра на два! Шноркель свободен, движок молотит! Вылезайте через верхний люк! Работа для вас есть!

- А что за работа, Петрович? Мы танкисты неопытные: не то, что ты!

- Шиномонтажём заниматься будем! Самой что ни на есть любимой танкистской работой! Вылезайте скорей!

- Петрович! Ты там, случаем, ничем о потолок не стукнулся? Каким шиномонтажём? У твоего агрегата и колёс-то нету…

- Вылезайте скорей! Берём лопаты, разгружаем брёвна…

Вылезли. И тут нам, неопытным танкистам, вся эта картина становится более понятной. Белое безмолвие, ни одной тёмной точки. Снег кругом. И среди этого снега в глубокой яме торчит наш ГТТ по верх кабины, но живой – гремит и дизель чем-то чёрным из шноркеля недовольно плюётся. Вот как это откапывать?

Взяли лопаты. Часа три копали. Потом разгружали брёвна. Потом их тросами и цепями крепили к тракам. Потом Петрович сел за рычаги.

Если есть танкисты – пусть меня поправят! А ГТТ из снежного плена вытаскивается так: одна бригада сзади, одна спереди. Крепишь бревно сзади, Петрович даёт газу – вся эта махина его под себя подтаскивает и на нём едет. Но недалеко, сантиметров двадцать. Потом следующее крепишь. И вот когда у тебя под гусеницами полный комплект этих брёвен и они с каждым продвижением вездехода начинают вылетать из-под передних траков, только уворачивайся, а их передняя бригада снимает и относит для нового подцепления бригаде задней… Первые минут сорок крайне увлекательное занятие! Потом несколько надоедает. На третий час вообще все без сил! Так вот для чего столько брёвен в кузове лежало! Век живи – век учись!

На пятый час выползла наша махина на бровку. Спаслись! Петрович нам:

- Вот, не знаю, какой теперь путь выбрать? Обратно нельзя! Опять эта протока будет! А вперёд страшно – я там вообще пути пока не изведал! Там ещё протоки есть?

Мы посмотрели карту. Да, дела! Есть! И решили так: пока на речку не выползем, впереди идёт человек: проверяет щупом снег. А Петрович держит самую малую скорость. Так и порешали во избежание… часов через восемь вышли на речку! Тут Петрович малость поддал скоростишки! Добрались, короче, на полярку мы никакие и лишь на третьи сутки благодаря срезыванию Петровичем надёжного маршрута …

Сутки как убитые проспали. А вот дальше, по морским льдам идти, мы опытного вездеходчика Петровича оставили для страховки, вдруг нас спасать, а взяли с полярки трактор с будкой на прицепе , где печка есть, под управлением местного опытного и медлительного тракториста… через трое суток вернулись на станцию…

Не быстро, конечно, всё получилось! Вот какие из нас, нафиг, танкисты? У нас же мамы педагоги, у нас же папы пианисты... жёны и любимые нас ждут в Москве, тоже не в шлемофонах и брёвна не таскают, чай! Вот не надо нам этого всего…

Comments

( 12 comments — Leave a comment )
iheffel
Apr. 13th, 2016 08:56 pm (UTC)
ой, господи... вот уж воистину--"... скажи еще спасибо, что живой..."
hydrok
Apr. 13th, 2016 09:05 pm (UTC)
Спасибо! )
iheffel
Apr. 13th, 2016 09:19 pm (UTC)
рисковый ты мужик, однако... хотя я это давно знаю..:)
ой, ой... есть вопрос, как к специалисту... я тут на днях каталась на пароходике (напишу пост как-нибудь), но дело не в этом, а в том, что капитан сказал... вот река, которая течет с юга на север, что редко в северном полушарии... и я подумала, а как же северные/сибирские реки.. Лена, Индигирка?.. они же впадают в ледовитый океан с юга на север...Нет?
hydrok
Apr. 13th, 2016 09:27 pm (UTC)
Все. Не понял: а что за река и что за капитан? В Северных Америках ваших примерно так же устроено, чай не Индия какая :) и к полушариям это мало имеет отношения. Это больше метеорология в основе )
iheffel
Apr. 13th, 2016 09:31 pm (UTC)
про реку и капитана я напишу позже :)
ну конечно в Америках так же, как и везде....я удивилась, но промолчала из деликатности ;)
hydrok
Apr. 13th, 2016 09:44 pm (UTC)
Вежливая ты. Я бы с таким капитаном дальше побоялся бы плыть. Или это был выезд на пикник чирлидерш-блондинок? Тогда да...
iheffel
Apr. 13th, 2016 09:52 pm (UTC)
:))) ну не совсем так, но почти...
а река--Колумбия,очень крупная река кстати... а та, которая с юга на север впадает--Виламет (Willamette river)... вот некоторая информация...
https://en.wikipedia.org/wiki/Columbia_River

DSCN4878
bullet_223
Apr. 13th, 2016 10:26 pm (UTC)

Мтлб? И как вам на трое суток топлива хватило?


Я кстати сегодня наверное второй раз родился. В Крыму по горам ходил и с маршрута сбился. Вроде тропа на верх идет но все осыпается и не подняться. А подомной градусов на 300 обрыв 600 метров. Туда то я прошел по инерции, взявшись за дерево. А обратно никак- до обрыва метра полтора и угол градусов 60. И вверх никак- вообще не за что уцепиться. И тут паника началась от высоты. Ну я в горах далеко не первый раз. Сел отвернулся от обрыва и смотрю на скалы. Вроде отпустило. Связь есть, вид просто умопомрачительный. Красота! Смотрю на Ялту и на море. Отзвонился даже в скайпе. Сообщил, где меня искать если уж чего. Потом перекрестился, разулся и кое-как вернулся на тропу. А сверху на горе крест стоит. Крестовая гора. Думаю- улетел бы, так мне и могила не нужна. Отзвонился лесникам, спросил как дальше идти и поднялся я к этому кресту. В общем не подвела меня гора. А то могло бы как в песне Высоцкого -
Если в вечный снег навеки ты
Ляжешь, — над тобою, как над близким,
Наклонятся горные хребты
Самым прочным в мире обелиском.

iheffel
Apr. 14th, 2016 01:50 am (UTC)
ах, красота-то какая... даже не верится, что в Крыму..
hydrok
Apr. 14th, 2016 03:13 am (UTC)
Красота!
А топливо? Так на всех северных агрегатах всегда допбаки стоят (хотя там и родные с полтонны). А на полярке чуть подзаправились на обратный путь.
hydrok
Apr. 14th, 2016 07:55 am (UTC)
Посмотрел ТТХ ГТТ:
на полняке примерно литр/км
А если потихоньку:
Удельный расход топлива 185 г/л.с.ч.
Так что не так много он и жрёт сравнительно.

Родные баки 550 кг, в этих краях обычно дополнительные ставят.Иногда до пары тонн.
Кстати: зачастую эту технику и трактора заводят в конце сентября, глушат в мае. Иначе не заведёшь )
bullet_223
Apr. 14th, 2016 08:17 pm (UTC)

Знаю. Читал про севера. Помню историю, как мужики труп закинули на крышу до весны и забыли. Потом один полез по пьянке и чуть дуба не дал от страха)

( 12 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Keri Maijala