Когда социализм в стране как бы уже кончился, а капитализм как бы ещё и не начинался, пришлось и мне стать беспристрастным свидетелем безнравственных методов, применяемых подлыми капиталистами с целью получения сверхприбылей и удушения конкурентов в их омерзительной капиталистической грызне между собой. В качестве примера приведу частный случай: вот, например, авиарейсы Якутск-Москва… ну все их знают!
Случилось так, что вместе с крушением лучших чаяний многонациональной общности людей, а именно советского народа, монополист Аэрофлот (другого не было), знаменитый ранее рекламой «Летайте самолётами Аэрофлота!» с симпатичной полненькой стюардессой а-ля «ЛарисуИваннухачу!», глядящей со всех тогдашних плакатов, а нынешних «биллбордов» (слова нет – а жопа есть, как говаривала народная артистка Фаина Раневская), начал резко делиться на многочисленные независимые авиакомпании. Вот есть у тебя АН-2 и вертолёт Ка-26 – ты уже авиакомпания и конкурент ЭрФранс и Люфтганзе! А чо? Чай не в дерьме родились…
Вот так произошло и в Якутии, ставшей одновременно Республикой Саха, в тот приснопамятный год… Естественно, авиакомпании, осуществляющие рейсы в Саскыллах и Бытантай как-то быстро сошли на нет – какой дурак туда полетит? – а вот за рейс Якутск-Москва разгорелась тогда нешуточная конкурентная борьба по всем звериным правилам капитализма.
Могу что-то путать, но помнится примерно так: сначала за этот выгодный рейс не на шутку дрались остатки Аэрофлота и новая компания Саха-авиа. Аэрофлот снизит цены на билеты, а Саха-авиа (аэродром им перешёл) ставит им вылет на 4-30 утра… Аэрофлот вкусно начинает в почти семичасовом полёте кормить – а Саха-авиа не даёт им керосину сутками… Вот такая конкурентная борьба между москвичами и якутянами разгорелась…
И тут осенью на это поле вступает новый крупный игрок, акула большого бизнеса… Не помню название, но особо ничего эта компания уже имеющимся двум грандам противопоставить не могла: самолёты такие, что машут в полёте крыльями аки птицы колибри; кормят отвратительно; стюардессы – какие-то вдольтрассовые хабалки; время вылета и прилёта – полное неудобство. И, казалось бы, кто такой полетит за гораздо большие деньги? Ан нет!
Осень. Возвращаются на материк старатели-золотишники и прочие временные. Все с большими деньгами. Ребята за несколько месяцев такого навидались, что им это время вылета-прилёта и цена на билет… Отметим, что в большинстве старательских артелей весь сезон – сухой закон.
И вдруг новая компания делает фантастический маркетинговый ход: «Только у нас! На борту – олл инклюзив! Платишь только за билет!». Никто не понимал этих заграничных слов тогда, но добрая слава о новой компании среди старателей пошла сходу: «Мужики! Это по-заграничному значит: выпивки сколько хочешь! – Как это «сколько хочешь»? А кончится? – Не кончается! – Надо попробовать! Чтоб наша бригада, да выпивка не кончилась? Врут, поди? – Да не врут! Вот, Семёныч с Берелёха мне рассказывал, а Семёныч человек авторитетный, сроду не гнал, век воли не видать…».
Билеты начали разлетаться как горячие пирожки. Аэрофлот и Саха-авиа подсчитывают убытки…
Пришлось и мне однажды тогда лететь таким рейсом… Рейс – битком набит! Самолёт куплен явно у каких-то таджикских авиалиний (а, может, обменен на три гранатомёта у кого из полевых командиров?), чинили его явно в последний раз славные афганские механики-моджахеды. Все непрерывно курят! Стюардессы ругаются матом! Второй пилот не совсем трезв, иногда выходит побрататься и махнуть рюмочку с пассажирами в салон. Из питания на борту – чёрный хлеб и пожухлые огурцы. Но не так всё просто! Не врала реклама! Действительно, олл инклюзив…
Идёшь в хвост самолёта к туалету… к туалету подойти страшно, амбре такое… но большинство так и не доходят: потому что там как этот олл инклюзив грамотно устроен? Сняты задние сиденья: слева высится штабель ящиков с водкой для мужиков, а справа поменьше штабель ящиков с креплёным красненьким для прекрасных дам расположен. Тейк ит олл, энжой, олл инклюзив! Так вот оно что, это загадочное олл инклюзив, по-заграничному значит, оказывается! Народ поразился… умеют капиталисты, вот же гады! Ну всё для человека труда придумано!
Из этого рейса, похоже, только мы с моим другом своими ногами по трапу сошли. Ну и ещё пара язвенников, держась за бок, медленно спустились… Полный успех новой авиакомпании!
Но пролетала она недолго. Вмешалась третья неожиданная сила, тоже сходу ощутившая прелестные веяния капитализма и его принципа "человек человеку - волк!". Короче! Примерно уже на третий рейс самолёт по прибытии в Москву окружали аэропортовские ментовские газики и скорые. Всех пассажиров, заботясь об их здравии, доставляли в вытрезвитель. Из денег тогда ходила только наличка. Всё с собой, все несусветные тогда для материка деньги за титанический многомесячный труд. Утром им наливали по сто грамм и выкидывали без копейки в окрестные поля…
Популярность авиакомпании с её заманчивым предложением как-то быстро сошла на нет и она разорилась…
Вот он наяву, звериный оскал конкурентной капиталистической борьбы, о котором нам так долго говорили классики марксизма-ленинизма!
Journal information