Плыли мы как-то по реке Колыме из Зырянки в Черский. Путь неблизкий – хотя и по течению, а все равно несколько дней, особенно если с остановками.
Надо сказать, что путь это довольно скучноватый, особых достопримечательностей нет. Один раз мишку на берегу увидели, пару раз – рыбаков-эвенов на смешных доисторических парусно-весельных лодочках. Горы и деревья становятся постепенно все ниже и ниже, а краски – все приглушенней и приглушенней, особенно когда попадаешь в зону лесотундры.
И вдруг – посреди реки небольшой остров, какого-то немыслимого для этих краев пурпурного цвета, резко выделяющийся на фоне окружающего ландшафта. Ничего не понятно! Взял я бинокль, залез на крышу рубки – все равно ничего не понятно, что за чудо такое, да еще и посреди реки. Ну ладно бы еще на берегу, на склоне горы – лишайники какие необычайные, месторождение киновари или еще что геологическое…Мистика!
А Лёха-капитан, которому надоело, что я топаю у него над головой, возьми да и включи сирену: и вдруг весь этот розовый остров поднялся своей розовой частью в небо, оставив посреди реки лишь свою стандартную буро-зеленую подложку.
Это оказалась стая розовых фламинго (видел я их в зоопарке!), и довольно большая.
Никогда нигде не читал, что они могут оказаться в таких краях. Через много лет, на одной из конференций, где оказалась компания орнитологов, задал им за рюмкой чая этот вопрос: и доселе дружная компания коллег и единомышленников довольно нешуточно переругалась. Одни говорят, такого не может быть, потому что в таких высоких широтах не может быть никогда (с недружественными намеками, а за сколько суток до этого мы ставили на борту брагу, и не стали ли мы ее, не дожидаясь готовности продукта, массово пробовать); другие, наоборот, стали упоминать известную в научной литературе какую-то фантастическую птичью навигацию чуть ли не по созвездию Тау-Кита, а также резкие отклонения массопереноса в атмосфере Земли, когда подобные перелетные стаи заносит временно чуть ли не на тысячи километров от мест, куда они стремятся. Капитально народ поссорился и почти подрался – как говорил чукча из анекдота: научная дискуссия, однако!
Больше я таких вопросов специалистам не задавал. Видно же мне было, что без корабельных сирен этим фламинго в июле месяце посреди реки Колымы, где до ближайшего поселка – километров двести, было вполне комфортно и спокойно. И плевать они хотели на ученых-орнитологов! И какого черта мы их потревожили?
Так что не знаю – а вдруг мне это все привиделось?
Хотя, если честно, ответственно утверждаю – что нет! И не знаю, стоит ли править Википедию* ? Ведь опять же все переругаются – а я не хочу быть этому причиной! А уж фламинго эти - тем более...
*Розовый фламинго — самый распространенный вид фламинго. Также это единственный вид фламинго, обитающий на территории бывшего Советского Союза в Казахстане (озеро Тенгиз, озеро Челкартенгиз и озеро Ащитастысор). В Европе фламинго гнездятся в заповеднике Камарг, в устье реки Роны (Южная Франция), а также в Лас-Марисмасе в Южной Испании. В Африке птица гнездится на озерах Марокко, Южного Туниса, Северной Мавритании, Кении, островов Зеленого Мыса, юга континента. Обитает также на озерах Южного Афганистана (на высоте до 3000 м) и Северо-Западной Индии (Кач), не так давно гнездился на Шри-Ланке. В России фламинго не гнездится, однако регулярно отмечается на миграциях — в устье реки Волга, в Дагестане, Калмыкии, Краснодарском и Ставропольском краях. Также залетает на юг Сибири в Алтайский край, Тюменскую, Омскую, Томскую, Новосибирскую области, Бурятию, Иркутскую область, Якутию, Приморье, Урал. Зимуют пролетающие через Россию фламинго в Азербайджане, Туркмении и Иране.
Journal information