Top.Mail.Ru
? ?

Previous Entry | Next Entry

Продолжение

Как было известно знаменитым заграничным экономистам Адаму Смиту и Карлу Марксу, да и сейчас об этом смутно догадываются всякие выдающиеся отечественные академики-глазьевы, главные характеристики любого товара – это его качество и его цена. Вот на этом вопросе, но применительно к водке, которая в СССР была товаром из товаров, немного остановимся.

Учебники по политэкономии (как социализма, так и капитализма) нам всем тогда авторитетно сообщали, что эти два понятия должны теоретически зависеть друг от друга, а в идеале – первое определять второе. Однако сухая теория, требуемая строгими экзаменаторами в аудиториях, немедленно вдребезги разбивалась при покупке «Коленвала», произведённого на разных заводах или просто в разных регионах огромной страны. Это сейчас, посетив соседний рядовой супермаркет, ты можешь выбрать водку любую: хоть омскую, хоть томскую, хоть хабаровскую, хоть мордовскую, хоть белорусскую, хоть (страшное дело, русофобия-то какая!) даже французскую или шведскую. Советская же экономика была устроена несколько по-другому, в этом вопросе каждый регион или крупный город был самодостаточен, а мудрый Госплан планировал так, чтобы в Якутии пили водку якутскую, в Бурятии – улан-удинскую, а в Рязани – рязанскую. Исключения из этого правила случались крайне редко, о чём скажу ниже.

И хотя, казалось бы, строгие ГОСТы на сырьё, технологические процессы и сам конечный продукт были едины для всей территории страны, продукт этот был в разных местах при абсолютно единой цене абсолютно разный. Иногда даже настолько разный, что сорвав с горлышка бутылки металлическую «бескозырку» и ощутив идущий оттуда божественный, хотя и несколько неожиданный,  аромат, какой-нибудь залётный командировочный только и мог сказать «Вот это да!», а осушив первую дозу и восстановив дыхание вновь искренне поразиться: «Да…такого я даже в Благовещенске не пил!». Самое интересное, что тут же находился более опытный человек, который его поправлял: «Это ещё что! Вот попробовал бы ты «Коленвал» в Саранске… а это по сравнению просто нектар!».

На общем фоне более-менее приемлемым качеством напитка отличались столичные города Москва и Ленинград, славилась и обязательно привозимая в качестве сувенира оттуда и водка прибалтийская. Относительно выдерживали технологии производства и ликеро-водочные заводы в столицах союзных республик, за исключением Средней Азии – но там водка исторически и ментально, да и очень там для водки жарко,  всё же такой популярностью не пользовалась. А вот что касается других городов и областей, то иногда казалось, что в стране объявлено соцсоревнование, кто умудрится произвести наиболее вонючий и противный на вкус продукт.

Многие области отвратительностью своей дешёвой водки славились на всю страну, поэтому приличные люди, ненадолго отправляясь туда в гости или в командировку, прихватывали с собой бутылочку-другую проверенной родной или, скажем, питерской или московской, а жители этих регионов после посещения столиц тащили к себе на малую родину спиртосодержащие сувениры иногда целыми сумками. Повторяю – цена была на всей территории государства незыблема и едина!

Объяснить я подобное не могу, поскольку в социалистическом производстве случались весьма странные казусы. Так, довольно длительный период моей сознательной жизни и даже трудовой деятельности был связан с Калужской областью, где водка в те времена была выдающаяся по отвратительности. Каково же было моё изумление, когда я от знающего человека услышал, что на том же ликёро-водочном заводе в г. Калуга, где бодяжат это чудо, существует закрытый цех, филиал московского завода «Кристалл», производящий в огромных объёмах наивкуснейшие «Столичную» и "Лимонную" с этикетками на заграничном языке, которые идут исключительно на кремлёвские банкеты и пайки, а также на экспорт в капиталистические страны за твёрдую валюту, где (абсолютно, надо отметить, справедливо) пользуются повышенным спросом у буржуазии, а пролетариату не по карману.

По-видимому, всё, что не прошло в этом замечательном цеху контроль по строжайшим и неуклонно соблюдаемым допускам, сливалось в цистерну, потом туда добавлялась для вкуса и аромата отработка масла с соседнего автокомбината, опытные калужские сомелье кидали по своему вкусу в цистерну пару мешков минеральных удобрений или отходов фармацевтической фабрики, что в этот момент у них под рукой было – и шёл этот нектар в областную торговлю, радуя сердца и веселя души местных тружеников промышленности и села. Качество водки могло иногда даже послужить и чётким индикатором пересечения административных границ областей и автономных республик.

Так, однажды при работе в области Московской (с водкой каширской, если не вру), где у нас поломался грузовик, пришлось нам с утра рвануть на автобазу в соседний райцентр за нужной запчастью (естественно, предварительно затарившись в качестве эквивалента на обмен парой пузырей, иначе ни за какие деньги никто нас бы этой дефицитной железякой не выручил бы). Зайдя в контору автокомбината мы были поражены устойчивым ароматом жжёных автомобильных покрышек, который сперва списали на профильную деятельность этого предприятия. Принюхавшись, мы поняли сразу две вещи: во-первых, этот приятный аромат доносится с утра изо ртов местных передовиков производства, а во-вторых – этот райцентр наверняка уже относится к Рязанской области, поскольку продаваемая неподалёку в наших сельпо каширская (Московская область) водка, по опыту,  при утреннем выхлопе должна издавать запах не такой, а сложный и богатый аромат нашатыря в смеси с глицерином.

Но, как я упомянул выше, бывали и исключения из правил. Прежде всего это тогда касалось всяких комсомольско-молодёжных ударных «строек коммунизма», по которым мне в своё время немало пришлось поработать. Вот там в торговле можно было встретить совершенно удивительные напитки, которых даже в столице нельзя было найти днём с огнём. Например, при начале работ по освоению газовых запасов Ямала, в посёлке Тазовский продавался абсолютно чумовой коньяк (об этом можно прочитать по тегу «коньяк»), а в тридцати километрах выше по реке, час ходу на моторке, все полки магазина посёлка буровиков Газ-Сале были заставлены непревзойдённого качества экспортной «Столичной с винтом 0,75», которая в обычную торговлю нигде тогда в принципе не поступала. Происходило это, видимо, потому, что у каждой такой стройки было собственное управление снабжения, выбивающее для героических комсомольцев и прочих ударников особые, иногда наидефицитнейшие, фонды и товары. Это, надо сказать, а вовсе не песни по телевизору типа «Слышишь, рельсы гудят – БАМ!», распеваемые тогда вечными кобзонами и лещенками, во многом и привлекало на эти стройки квалифицированную рабочую силу.

Иногда эти гримасы социалистического снабжения принимали и совсем гротескные формы: так при строительстве Усть-Илимской ГЭС занесло нас в отдалённую, богом забытую, кержацкую деревню. Водка на полке за прилавком там присутствовала (уж не знаю, иркутского или братского разлива, но не «Коленвал», а подороже), но значительная часть её была заставлена запылёнными бутылками французского коньяка «Курвуазье Наполеон», который в Москве тогда можно было достать лишь с заднего хода знаменитого «кремлёвского» 40-го Гастронома (все, даже кто в Москве сроду не был, это здание якобы хорошо знают по изображению на этикетке водки «Столичная», хотя реально это фасад гостиницы "Москва" изображён), да и то за 2-3 официальных цены. На наш вопрос продавщице: «А откуда у вас это чудо?» она ответила: «Да завезли этот клопомор года два назад, целый грузовик завезли. Но у нас его никто не берёт – невкусный он и клопами пахнет. А вот дешёвенькую беленькую давно не привозили, совсем забыли про нас!». Естественно, пришлось на всю имеющуюся у нас наличность помочь продавщице сделать годовой план продаж этой потрясающей заграничной гадости.

Как тоже известно каждому образованному человеку: «Деньги - всеобщий эквивалент, служащий мерой стоимости любых товаров и услуг и спо­соб­ный не­по­сред­ст­вен­но на них об­ме­ни­вать­ся». Но вот о том, что в те времена это было абсолютно не так и тезис этот в СССР был отнюдь не бесспорным – поговорим чуть позже!





Продолжение следует.
promo hydrok february 9, 2014 13:37 3
Buy for 20 tokens
Классную мелкашку привёз с собой механик Артурка! И патронов накупил чуть не ящик, всю первую зарплату отдал. Парень он был жадноватый, но и нам давал иногда по уткам пострелять издалека; бывает же, вот сидят они – а хрен к ним по болоту со своим дробовиком подползёшь, обязательно…

Comments

( 28 comments — Leave a comment )
provintiale
Feb. 3rd, 2018 07:53 am (UTC)
Коленвал - это что, "русская" или "московская"?
hydrok
Feb. 3rd, 2018 07:54 am (UTC)
Ни та, ни другая! См. выше в предыдущих сериях.
provintiale
Feb. 3rd, 2018 07:59 am (UTC)
ага, "ноунэйм" как щас говорят:) не помню таких этикеток.
hydrok
Feb. 3rd, 2018 08:01 am (UTC)
До "Русской" ещё пару лет жить, не добрался пока...)
mitelalte1
Feb. 3rd, 2018 08:24 am (UTC)
да, в СССР считалось, что коньяки пахнут клопами. Когда в универской общаге узнала, как пахнут клопы, пыталась через пару десятилетий ( уже переразвитом социализме)унюхать в коньяке. Не унюхала. а уж у меня чуткий нос химика.
hydrok
Feb. 3rd, 2018 08:28 am (UTC)
Ну да. А виски - непонятно, как они этот самогон пьют...)
gruppman
Feb. 3rd, 2018 08:52 am (UTC)
Ма-га-дан.
Вот где преотвратную водку то делали. из мазута, суко.
hydrok
Feb. 3rd, 2018 08:53 am (UTC)
(уважительно) вот там не бывал!
gruppman
Feb. 3rd, 2018 08:55 am (UTC)
Хыыы... самое смешное, они эстафету даже при рынке приняли и понесли дальше. Редкостная гадость из Магадана. Но... есть и очень ограниченные партии оттуда, очень хорошего качества. Для своих, блеать.
hydrok
Feb. 3rd, 2018 08:58 am (UTC)
Тут же ещё вопрос цены, а я специально про дешёвую пишу: бывало и такое, что пить невозможно... но вот существует, производимый на том же ЛВЗ для подарков дорогим гостям и для начальства, какой-то местный отличный сорт - но тот сильно дороже и в свободной продаже его практически не бывает.
gruppman
Feb. 3rd, 2018 09:08 am (UTC)
Хмык... бегали на Магадан, и познакомился я с одной знойной женщиной, ...а не буду писать должность... но с этого ЛВЗ.
Такие вкусняшки мы пивали,хыыы)))... но вот то, что в магазинах продавалось, то пить было нельзя.
hydrok
Feb. 3rd, 2018 09:02 am (UTC)
Вдруг задумался: а в Певеке не магаданская водка была? Тогда знаю! :)
gruppman
Feb. 3rd, 2018 09:06 am (UTC)
Певек... там несколько поставщиков было.
Магадан - вряд ли.
На Певек и на Мыс Шмидта Кристалл шёл.
hydrok
Feb. 3rd, 2018 09:07 am (UTC)
Я там уже в конце советской власти был... вот не помню я там Кристалла! Видать, не застал уже...)
gruppman
Feb. 3rd, 2018 09:10 am (UTC)
Нам то скидку давали. Не уценку, а возможность купить сразу же, не дожидаясб конца навигации.
Ещё разные получатели. Военторг и Североторг - разные конторы.
hydrok
Feb. 3rd, 2018 09:16 am (UTC)
В начале девяностых весело было... такую экзотику иногда случалось видеть!)
https://hydrok.livejournal.com/158711.html
gruppman
Feb. 3rd, 2018 09:20 am (UTC)
Один танкерок нашего пароходства, именно в 1991 году спиртеца привёз, из запасов перевозимых. Вся Колыма провоняла тем спиртом)
gruppman
Feb. 3rd, 2018 09:10 am (UTC)
На Певек отгружал в массе своей Владивосток.
gruppman
Feb. 3rd, 2018 08:53 am (UTC)
Да.Именно так, что поставляли продукт разные конторы.
Поэтому и можно было, правильно говоришь, найти редкостное пойло в дыре какой нибудь.
av_klement
Feb. 3rd, 2018 09:46 am (UTC)
:)))) в самом начале 80-х, однако, наш секретный ОРС завез невзначай ящиков 10 удивительного напитка - этикетки на нем не было совсем, а головка запечатана настоящей пробкой и залита настоящим сургучом, да и объем был не ГОСТОвский - что-то между 0,5 и 0,4, мы их "червячки" прозвали...
так, вот - это чудо непонятное никто не брал, а мы совершенно случайно взяли его на сдачу с коньяка три звезды,...ииии о...ли, когда попробовали...!! нектар...!! все 10 ящиков были немедленно нами скуплены и, естественно, оприходованы с музыкой...:))
как сейчас думаю - это была партия из Армении (это мы выяснили еще тогда), из старых подвалов - просто освобождали место, и этот нектар выкинули в продажу, как старье...
чудеса случаются...! :)
hydrok
Feb. 3rd, 2018 04:47 pm (UTC)
Да, выше упомянул про такой удивительный коньяк в Тазовском...иногда абсолютные чудеса в советском плановом снабжении случались! Не то, что сейчас... есть что приятное и неожиданное из тех далёких времён вспомнить! Хотя и не жалею, что вряд ли с этим сейчас могу столкнуться...:)
av_klement
Feb. 3rd, 2018 06:38 pm (UTC)
про коньяк читал...:)
да уж - чудес сейчас няма...
hydrok
Feb. 3rd, 2018 06:52 pm (UTC)
Скучновато живём, тут согласен... и дело отнюдь не в возрасте! :)
А выше в комментах упомянул я свой рассказ про "Летучего голландца", там ссылка... скучно живём! Нет сейчас такого...энтуазизьма и открывания ртов от ранее невиданного!

Edited at 2018-02-03 06:57 pm (UTC)
av_klement
Feb. 3rd, 2018 07:13 pm (UTC)
этузиазЬм усох, однако...:))
hydrok
Feb. 3rd, 2018 07:18 pm (UTC)
Хорошо хоть, что только он... а не остальные части тела, старик! :)
av_klement
Feb. 3rd, 2018 07:31 pm (UTC)
:)))) не дождетесь...:))
bullet_223
Feb. 4th, 2018 12:26 pm (UTC)

Самую жуткую водку пробовал в Чехии. Польский Божков, если не путаю. Лет 10 прошло, а до сих пор ничего страшнее не пил.

Евгений Ильченко
Feb. 5th, 2018 08:19 pm (UTC)
До поры считал, что водка - она водка и есть: напиток без положительных вкусовых качеств, употребляемый исключительно ради содержащегося в нем алкоголя и не важно, кто и где его произвел. Но как-то на картошке под Каширой после недели употребления местного продукта выпил московской водки, привезенной коллегой, и понял: разница есть! Московская не требовала напряжения глотательной мышцы (если такая существует), а заходила в организм сама.
( 28 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2023
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Comments

  • hydrok
    4 Oct 2023, 08:56
    Александр Константинович Юрасовский, после выхода в отставку с военной службы — помещик Орловской губернии, литератор-любитель и краевед.
  • hydrok
    4 Oct 2023, 08:53
    Мотыль - это да! И книга хорошая. Интересно, кто автор.
  • hydrok
    4 Oct 2023, 08:51
    Вот у Мотыля в "Звезде...", пусть малость и водевильно, помещица Анненкова и её сын Иван (после роли которого Костолевский стал любимцем всех женщин страны) довольно верно представлены. При этом…
  • hydrok
    4 Oct 2023, 08:41
    Несомненно. Но чтобы снимать ту эпоху, даже легкий водевиль, нужна глубокая внутренняя культура и немного породы что-ли. А это все у наших режиссеров и сценаристов осталось в первой половине…
  • hydrok
    4 Oct 2023, 08:33
    Да не так важно! Уж больно лакомый сюжет, пусть даже и для сериала. Там про этого Юрасовского ещё есть истории, каждая на хорошую серию тянет. :)
Powered by LiveJournal.com
Designed by Keri Maijala