Моя прапрабабушка Мария Игнатьевна нахваталась по молодости всяких нехороших идей и даже связалась со всякими антиправительственными негодяями тогда, белоленточниками-навальнистами того времени.
Впрочем, о террористах тогда мало было известно, они были последователями идей Чернышевского. Всю их гоп-компанию, естественно, тогда на всякий случай арестовали и рассовали по разным тюремным замкам Сибири. А поскольку она была из Томска, а умерший её отец был там фигурой видной - статский советник и директор Губернской Гимназии, весь город у него учился и его дочери сочувствовал, то её, естественно, отправили подальше от родных и друзей - в Екатеринбург. Так и сейчас мудрые власти делают...
Но не всё так просто, как думали власти! Тогда существовала среди интеллигентных и порядочных людей такая традиция - помогать таким "узникам совести", носить им книги и передачи. Но для этого надо было объявить себя либо их родственником, либо "невестой", либо "женихом". Таким "женихом" Марии Игнатьевны в Екатеринбурге был назначен мой прапрадед Евгений Никитович...
И реально: они полюбили друг-друга, венчались в "церкви тюремного замка" (бумага у меня есть) и она новоиспечённому мужу милостивыми властями была отдана на поруки... прожили они вместе душа в душу до смерти Евгения Никитовича в 1919 году!
Но она не угомонилась после свадьбы, а создала швейную мастерскую коммунистического толка, как это было описано у Чернышевского в "Что делать?". Насколько я знаю, денег это особых не приносило, а вся эта коммунистическая богадельня существовала по большей части за счёт её мужа, известного на Урале штейгера и рудознатца, он тогда весьма неплохо зарабатывал, даже им под мастерскую дом купил.
На фото (1870-е?): работницы "коммунистической" артели-мастерской моей прапрабабушки, многие из которых туда набирались ей для перевоспитания из "падших женщин" и прочих тогдашних мамзелек. Но были и "идейные" из высших классов тогдашнего общества, их так тогда называли.
Ну интересно же на тогдашних "мамзелей" посмотреть! А вот кто из них кто - пожалуй, сейчас хрен и поймёшь?
Как думаете, кто есть кто?

Как думаете, кто есть кто?

Journal information